20 октября 2020 г. в Общественной палате РФ состоялась

Международная научная конференция памяти митрополита Макария

в рамках дискуссионной научно-культурной молодежной площадки 

«ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СЕМЬЕВЕДЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: С МОЛОДЫМИ — ДЛЯ МОЛОДЫХ»

Фонд по премиям памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) совместно с Автономной некоммерческой организацией «Сообщество практиков образовательного семьеведения» 20 октября 2020 года в Общественной палате РФ провели Международную научную конференцию на тему «Образовательное семьеведение в Российской Федерации: с молодыми – для молодых».

В подготовке и проведении конференции принимали участие Московский педагогический государственный университет и Православный Свято-Тихоновский государственный университет.

Конференция проводилась при поддержке Российской академии наук, Правительства Москвы и Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребёнка.

Одним из центральных пунктов рабочей повестки конференции стала тема развития образовательного семьеведения как направления в системе образования РФ и как долгосрочного, стратегического инструмента повышения демографического качества населения регионов.

В работе конференции приняли участие представители государственных структур - федеральных и региональных органов власти, в т.ч. системы управления образованием разных уровней (федерального, регионального и муниципального); научная общественность; представители научных и образовательных молодежных организаций; учащиеся высших учебных заведений; представители общественных организаций; представители средств массовой информации.

 

ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ:

Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, глава Среднеазиатского митрополичьего округа, постоянный член Священного Синода Русской Православной Церкви, председатель Фонда по премиям памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова)

14:00 – 14:10 ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО митрополита Ташкентского и Узбекистанского Викентия, председателя Фонда по премиям памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова)

14:10 – 14:20 ПРИВЕТСТВИЯ:

-     Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства;

-     Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребёнка А.Ю. Кузнецовой;

-     председателя Комитета Совета Федерации ФС РФ по науке, образованию и культуре Л.С. Гумеровой;

-     ректора Московского педагогического государственного университета А.В. Лубкова.

ОСНОВНЫЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ:

Онищенко Геннадий Григорьевич (Москва), первый заместитель председателя Комитета по образованию и науке Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, академик РАН

Коченов Андрей Юрьевич (Москва), председатель Общественного совета при Уполномоченном при Президенте РФ по правам ребёнка

Гончаров Михаил Анатольевич (Москва), профессор кафедры педагогики и психологии профессионального образования им. академика РАО В.А.Сластенина Института педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета, доктор педагогических наук

Слободчиков Виктор Иванович (Москва), доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования

Остапенко Андрей Александрович (Краснодар), доктор педагогических наук, профессор Кубанского государственного университета и Екатеринодарской духовной семинарии. Тема: «Почему набирает популярность семейное образование?»

Моисеев Дмитрий Александрович (Алатырь, Республика Чувашия), священник (протоиерей) Алатырской епархии Русской Православной Церкви, кандидат биологических наук. Тема: «Значение семейно-ориентированного образования в эпоху наступившего системного кризиса»

Лафитский Владимир Ильич (Москва), профессор кафедры теории государства и права Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА), вице-президент Фонда конституционных реформ, Заслуженный юрист Российской Федерации, кандидат юридических наук. Тема: «Задачи российского права по обеспечению традиционных ценностей семьи»

Ирзабеков Василий (Фазиль) Давыдович (Сочи), писатель-публицист, директор Православного центра во имя св. Луки (Войно-Ясенецкого). Тема: «Русский язык о семье как Малой Церкви»

Смирнов Михаил Александрович (Москва), член Правления АНО «Сообщество практиков образовательного семьеведения». Тема: «О Сообществе практиков образовательного семьеведения: предварительные итоги года и перспективы»

Галиев Сергей Сергеевич (Москва), кандидат филологических наук, эксперт демографического прогнозирования. Тема: «Современные и перспективные возможности расширения государственных программ поддержки семьи»

Рвачев Алексей Леонидович (Москва), член Попечительского совета «Макариевского фонда», директор по региональному развитию компании «ПрайсвотерхаузКуперс Россия»

Ким Владимир Аркадьевич (Краснодар), эксперт по социальной рекламе, председатель Автономной некоммерческой организации медийной безопасности «Социальное КИНО», член экспертной комиссии по информационной политике Законодательного собрания Краснодарского края. Тема: «Традиционные семейные ценности как основа медиавоспитания детей и подростков в рамках проекта "Медиазащита"»

 

ЗАСЕДАНИЯ СЕКЦИЙ

 

Секция 1. «Развитие образовательного семьеведения в Российской Федерации: федеративная стратегия — региональная тактика»

Образовательное семьеведение (ОСВ) — сравнительно новое направление развития системы образования в РФ, но уже достаточно разработанное — можно представить порядка пятнадцати учебно-методических комплексов, четыре из которых активно используются на практике в целом ряде российских регионов. Кроме того, ещё несколько находятся в стадии разработки.

ОСВ возникло и до сих пор развивается как «инициатива снизу» — региональных и местных властей, общественных и церковных организаций. На вопрос, нужна ли централизация этого процесса в стратегической перспективе, нет однозначного ответа. По мнению экспертов, региональный уровень является сегодня наиболее адекватным и отзывчивым с точки зрения задач стратегической экспансии образовательного семьеведения в Российской Федерации. Уже накоплен значительный практический, более чем десятилетний опыт реализации программ ОСВ на уровне региона в целом в нескольких субъектах РФ. Что позволяет уже сегодня ставить вопрос об обобщении его в виде некой типовой «дорожной карты» для включения образовательного семьеведения в систему образования субъекта РФ. Первая в истории российского образовательного семьеведения концепция такого документа будет представлена для обсуждения на этой секции конференции.

СОВЕДУЩИЕ:

-       Беккер Олег Ефимович (Уфа), руководитель Регионального общественного движения поддержки и развития семьи «Семья» в республике Башкортостан, член Рабочей группы по защите семьи и традиционных семейных ценностей Общественного совета при Уполномоченном при Президенте РФ по правам ребёнка

-       Шевчуков Сергей Павлович (Москва), исполняющий обязанности начальника департамента по реализации общественных проектов аппарата полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе

ОСНОВНЫЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ:

«ДОРОЖНАЯ КАРТА» РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СЕМЬЕВЕДЕНИЯ: СТРАТЕГИЯ ФЕДЕРАЦИИ И ТАКТИКА РЕГИОНОВ (ПРЕЗЕНТАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ)

Смирнов Михаил Александрович (Москва), член Правления АНО «Сообщество практиков образовательного семьеведения»

ПРАКТИКА СОЗДАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ КУРСА «СЕМЬЕВЕДЕНИЕ. КУЛЬТУРА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ» В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Беккер Наталья Салаватовна (Уфа – Москва), руководитель Рабочей группы по защите семьи и традиционных семейных ценностей Общественного совета при Уполномоченном при Президенте РФ по правам ребёнка, президент Фонда общественного развития «Мир без границ», руководитель проекта «Семьеведение. Культура взаимоотношений (8-9 кл.)»

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ КУРСА «НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ» В САМАРСКОМ РЕГИОНЕ: ТРУДНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Матанцева Мария Александровна (Самара), председатель Регионального отделения Международной общественной организации «Союз православных женщин» в Самарской области

СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ФАМИЛИСТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ: ОПЫТ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Прохорова Светлана Юрьевна (Ульяновск), декан факультета среднего профессионального образования Ульяновского государственного технического университета, кандидат педагогических наук, доцент, Почетный работник высшего профессионального образования, научный руководитель Новомалыклинской школы

«СЕМЬЕВЕДЕНИЕ» КАК РАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА

Смирнова Ирина Фёдоровна (Пенза), начальник отдела ГБУ ПО «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Пензенской области», кандидат педагогических наук, соавтор программы курса для учащихся 1-11 классов общеобразовательных школ «Семьеведение» (2011)

РАЗВИТИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ ОСНОВЫ СЕМЕЙНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СРЕДЫ В КОНТЕКСТЕ ПРОГРАММЫ «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ»

Кузьмин Игорь Алексеевич (Москва), профессор, член-корреспондент Российской академии естественных наук, главный редактор Издательского дома «Истоки», автор и руководитель программы «Социокультурные истоки»

 

Секция 2. «Компетенции в образовательном семьеведении: обучающиеся, родители, преподаватели»

Образовательное семьеведение — инновационная по своему характеру и задачам образовательная область. И один из ключевых вопросов, который обсуждается в сообществе практиков образовательного семьеведения — это многомерный комплекс компетенций, который, с одной стороны, является формальным ориентиром и результатом образовательной деятельности. А с другой, предстает как корпус практического мировоззрения человека семейного, необходимый и достаточный по содержанию и качеству знаний, представлений, умений и навыков, сообразных возрасту участника образовательных отношений. Связанные с этой большой, сложной и перспективной темой вопросы будут затронуты участниками этой секций конференции.

ВЕДУЩИЙ:

-       Гончаров Михаил Анатольевич (Москва), профессор кафедры педагогики и психологии профессионального образования им. академика РАО В.А.Сластенина Института педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета, доктор педагогических наук

ОСНОВНЫЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ:

Приступа Елена Николаевна (Москва), заведующая кафедрой педагогики и психологии семейного образования Института педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета, доктор педагогических наук, профессор

ФОРМИРОВАНИЕ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ ОТНОШЕНИЯ К СЕМЬЕ С ТРАДИЦИОННЫМИ СЕМЕЙНЫМИ ЦЕННОСТЯМИ КАК К ИДЕАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ДЛЯ ИХ БУДУЩЕЙ СОБСТВЕННОЙ СЕМЬИ (опыт сотрудничества школы с системой ЗАГС в рамках курса «Семьеведение»)

Гурьянова Светлана Анатольевна (Нижнекамск, Республика Татарстан), заместитель директора по учебной работе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №27 с углублённым изучением отдельных предметов», учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории, преподаватель семьеведения с 2013 г., лауреат Всероссийского конкурса педагогического мастерства «Воспитать человека – 2017» в номинации «Гражданское и патриотическое воспитание»

КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПРЕДМЕТОВ, КУРСОВ, ДИСЦИПЛИН В РАМКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СЕМЬЕВЕДЕНИЯ

Урбанович Любовь Николаевна (Калининград), заместитель руководителя Духовно-просветительского центра Калининградской епархии, кандидат педагогических наук, психолог, автор учебно-методического пособия «Нравственные основы семьи и брака. 9-10 кл.»

СЕМЬЕВЕДЕНИЕ. НАДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ

Муратова Елена Евгеньевна (Уфа, Республика Башкортостан), Малая академия государственного управления Башкирского государственного университета, координатор проекта «Семьеведение» Регионального общественного движения поддержки и развития семьи «Семья» в Республике Башкортостан, автор учебно-методического комплекта «Семьеведение (8-9 кл.)»

Моисеев Дмитрий Александрович (Алатырь, Чувашская Республика), протоиерей, священник Алатырской епархии Русской Православной Церкви, соавтор образовательного курса «Нравственные основы семейной жизни (10–11 кл.)»

НЕОБХОДИМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ (в рамках реализации программы «Крепкая семья»)

Тихомирова Вероника Викторовна (Санкт-Петербург), учитель начальных классов ГБОУ Гимназия № 295 Фрунзенского района Санкт-Петербурга, аспирант РГПУ им. А.И. Герцена, соавтор программы духовно-нравственного воспитания «Крепкая семья» для обучающихся 1-4 классов

ПРОГРАММА «МЕНЕДЖМЕНТ СЧАСТЛИВОЙ СЕМЬИ» КАК СВОЕВРЕМЕННАЯ ПОМОЩЬ СТУДЕНТАМ ПРИ ВХОЖДЕНИИ В САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ ВЗРОСЛУЮ ЖИЗНЬ

Волков Олег Гаврилович (Чебоксары), профессор, Чебоксарский политехнический институт (филиал) Московского политехнического университета, кандидат химических наук, автор образовательных программ «Менеджмент счастливой семьи» и «Школа одаренных родителей»

Сайфуллин Григорий Петрович (Нижний Новгород), руководитель Проект-центра Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка, председатель Экспертного совета Ассоциации организаций по защите семьи, руководитель межрегиональной программы «Любовь.Семья.Счастье»

ОПЫТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ПРАВОСЛАВНОГО УНИВЕРСИТЕТА

Абрамов Сергей Иванович (Москва), доцент, заведующий кафедрой общей и социальной педагогики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, кандидат педагогических наук

 

Молодёжная дискуссия

«Из обучающихся — в преподаватели: студенческая дискуссия об образовательном семьеведении»

 

На сцену выходит новое поколение. В контексте темы образовательного семьеведения внимание к нему обращено уже не только как к сегодня обучающимся — а завтра уже семейным гражданам, но и как к будущим преподавателям этой дисциплины.

Как нынешние студенты — будущие педагоги смотрят на перспективы образовательного семьеведения? Какое отношение вызывает у них этот предмет уже сегодня? Какие предложения по его развитию они могут сделать уже сегодня? Чего они от него хотят для обучающихся и для самих себя? Эти и другие вопросы смогут обсудить участники особой части программы конференции — молодёжной дискуссии.

ВЕДУЩИЙ:

-       Березин Дмитрий (Москва), протоиерей, главный редактор журнала «Батя»

УЧАСТНИКИ:

-       студенты Московского педагогического государственного университета, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Башкирского государственного педагогического университета им. М.Акмуллы;

-       авторы-разработчики курсов/программ образовательного семьеведения.


***

ИТОГОВЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗИЦИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СЕМЬЕВЕДЕНИЯ

В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РФ И ДЛЯ СОДЕЙСТВИЯ ЭТОМУ

 

Учитывая роль и значение образовательного семьеведения как одной из важнейших гуманитарных технологий в условиях кризиса институтов брачности и семейности в современном российском обществе:

·     особо отметить, что цели и подходы образовательного семьеведения, задачи, которые оно ставит и решает в образовательном процессе, лежат в русле конституционных ценностей по защите институтов брака и семьи, родительства и детства;

·     поддержать практику ряда субъектов РФ по включению в программы дополнительного образования образовательных организаций различных уровней образования программ и курсов образовательного семьеведения;

·     рекомендовать региональным администрациям, где такой опыт на сегодняшний день отсутствует, разработку собственных или применение уже существующих программ, курсов и других образовательных форм по тематике образовательного семьеведения для их реализации в рамках программ дополнительного образования и программ воспитания образовательных организаций всех уровней образования;

·     рекомендовать ответственным структурам в субъектах РФ принять во внимание Концепцию «Типовая «Дорожная карта» включения образовательного семьеведения в систему образования субъекта Российской Федерации (Рекомендации для региональных образовательно-семьеведческих проектов)», разработанную АНО «Сообщество практиков образовательного семьеведения» и представленную на конференции;

·     рекомендовать включить на федеральном и региональных уровнях:

-       в очередной План основных мероприятий (с 2021 года), проводимых в рамках Десятилетия детства, в Раздел V «Всестороннее образование – детям»,

-       в очередной План основных мероприятий по реализации Концепции государственной семейной политики до 2025 года

позиции по развитию образовательного семьеведения в рамках систем образования субъектов РФ, по определению форм поддержки региональных образовательно-семьеведческих проектов на федеральном уровне;

·     поддержать инициативу общенационального сообщества практиков образовательного семьеведения по самоорганизации и институализации своей деятельности и по созданию к 2025 году национальной экосистемы образовательного семьеведения;

·     поддержать идею создания Центра развития практик образовательного семьеведения на базе МПГУ как общероссийского центра, осуществляющего на уровне дополнительного образования научно-методическое сопровождение и экспертное консультирование по специальным и организационным вопросам региональных образовательно-семьеведческих проектов на основе обращений и заявок из регионов и организаций.

***

С целью популяризации в современном российском обществе демографических стандартов брачности и семейности как нормы жизни:

·          учредить в РФ единый национальный праздник — День Семьянина.

***

Для обеспечения прогресса в деле расширения присутствия образовательно-семьеведческой тематики в общем образовании:

·        внести в новую редакцию ФГОС начального уровня общего образования в положение о личностных результатах формулировки позиций по семейной тематике (проект ФГОС НОО: Раздел IV «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», п. 36),

·        внести в новую редакцию ФГОС основного уровней общего образования в положение о личностных результатах формулировки позиций по семейной тематике (проект ФГОС ООО: Раздел IV «Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования», п. 37).

·        внести в текст действующего ФГОС среднего общего образования в положение о личностных результатах формулировки позиций по семейной тематике (ФГОС СОО (2012): Раздел II «Требования к результатам освоения основной образовательной программы», пп. 6 и 7);

·        включить в корпус обязательных образовательных программ образовательных организаций в части, определяемой участниками образовательных отношений, учебные курсы/программы по образовательному семьеведению в перспективе пяти лет к 2025 году;

 

·        включить в учебные планы направления подготовки 44.03.01 педагогическое образование и 44.03.02 психолого-педагогическое образование учебные курсы по образовательному семьеведению. Рекомендовать ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» разработать модуль «Образовательное семьеведение» для включения в учебные планы вышеназванных направлений подготовки будущих учителей.

 

Новостной сюжет по конференции на ТК «СОЮЗ»:  https://tv-soyuz.ru/news/v-moskve-obsudili-osnovy-obrazovatelnogo-kursa-semevedeniya