21 июня 2012 года исполнилось 130 лет со дня светлой кончины митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) незабвенного архипастыря и великого ученого, историка и богослова приехали почтить Его память представители научного мира: лауреаты и номинанты Макариевской премии, члены Комитета и Экспертного Совета Макариевского Фонда, духовенство, представители Московского Государственного Универститета имени М.В.Ломоносова, Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Универститета, Российского Государственного Гуманитарного Университета, Московской Духовной Академии,  ЦНЦ «Православная Энциклопедия» , Института Российской Истории РАН,  Института Всеобщей Истории РАН,  музея Андрея Рублева, представители СМИ и другие.

Почитатели Высокопреосвященнейшего Митрополита Макария прибыли двумя автобусами из Москвы в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, где к ним присоединились другие люди, которым дорога память о митрополите.

Программа включала в себя следующие действия: заупокойную литургию провел Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, председатель Макариевского Фонда, в храме преподобного Сергия Радонежского Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.

Панихиду в Успенском Соборе также служил Митрополит Викентий с братией Лавры и хором Московской Духовной Академии.

 В конце панихиды Митрополит Викентий обратился к присутствующим с краткой проповедью об этом событии: «Дорогие отцы, братия и сестры. Мы сегодня совершаем память того события, которое совершилось 130 лет тому назад, когда Высокопреосвященнейший Макарий, Митрополит Московский и Коломенский, священноархимандрит сея Лавры скончался и был погребен в этом соборе, Успенском соборе Троице Сергиевой Лавры. Святитель Макарий был особым человеком, богословом, ученым и он установил еще при жизни своей премии,известные Макариевские премии, чтобы почтить таланты, отечественные таланты. Я думаю , что многие ученые в прошлом и сегодня благодарны Святителю Макарию за то, что он так с любовью относится к людям науки и поощряет в ней таланты до сегодняшнего дня. И сегодня здесь среди нас находятся люди, которые являются лауреатами этой премии, и с благодарностью к нему пришли сегодня, чтобы почтить его память и помянуть его о упокоении его души, чтобы Господь упокоил его в праведные и вечные своя обители. Вечная память, Высокопреосвященнейшему Макарию, Митрополиту Московскому и Коломенскому».

С глубоким почитанием, трогательной молитвой люди стояли у раки любимого архипастыря молились Господу Иисусу Христу о упокоении Его души.

Программа включала в себя также: поминальную трапезу, проведение торжественного заседания в память митрополита Макария в большом актовом зале МДА, экскурсию в церковно-археологический кабинет Московской Духовной Академии, посещение в церкви Божией Матери «Смоленская» раки лауреата Макариевской премии Митрополита Крутицкого и Коломенского Николая Ярушевича, Серапионовой палаты, поклонение мощам игумена земли Русской преподобного Сергия Радонежского в Троицком храме,  а также экскурсию по Лавре.

В теплой душевной обстановке, в Московской Духовной Академии, проходило поминание в праздничной трапезной в бывших Царских Чертогах 17-го века. С краткой речью  выступил митрополит Викентий, академик РАН Карпов С.П., который сказал об огромной роли Макариевских премий, в этом великом деле, начатом митрополитом Макарием и продолженном в наши дни Фондом по премиям памяти Митрополита Макария, а также  особой  значимости и заслугах Митрополита Макария, как действительного члена Императорской Академии Наук.

С.Л. Кравец предложил помянуть также ушедших из этого мира людей, которые стояли у истоков создания Фонда: Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексея II , члена-корреспондента РАН Щапова Я.Н., члена-корреспондента Федорова В.А., доктора исторических наук Чечурова И.С. С.Л.Кравец напомнил еще об одном одной юбилейной дате 15-летие вручения возрожденных Макариевских премий в 2012 году.

Доктор исторических наук Н.Н.Лисовой  особое внимание уделил величайшему труду Владыки Макария «История  Русской  Церкви», отмечая полноту этого труда и сожаление о том, что он не успел его закончить. Небольшая дискуссия была вызвана упоминанием трудов академика Глубоковского Н.Н. в сопоставлении с трудами Митрополита Макария.

Доктор философских наук Саврей В.Я.обратился к присутствующим с пламенным искренним словом о том, что во всех трудах Митрополита Макария подчеркивается божественное начало всему, а также отметил тот факт, что несмотря на нападки при жизни, Митрополит Макарий никого не осудил, не обидел, а наоборот помогал своим друзьям и недоброжелателям.

Доктор исторический наук Мазуров А.Б. отметил также значение этой даты, а также особо выделил 145 летие со дня утверждение Макариевских премий высочайшим указом.

С последним словом выступила Ответственный секретарь Экспертного Совета Гамаюнова Эмилия Федоровна, процитировав слово – обращение к пастве самого митрополита Макария: «И там, вдалеке от вас, я духом буду посреди вас. И там, вдалеке, главною моею молитвою будет молитва о вас. И там, вдалеке, я буду приносить бескровную жертву Господу Богу прежде всего о спасении душ ваших. Прошу и вас сохранить о мне добрую память; прошу не забывать меня в ваших молитвах, не только церковных, но и домашних; умоляю вас, в особенности пребывать твердыми и непоколебимыми в истинах веры, надежды и любви христианской… при таких условиях наш духовный союз останется цел и нерасторжим, не смотря на нашу разлуку».

 Затем в актовом зале МДА под руководством председателя Макариевского Фонда митрополита Викентия состоялось торжественное заседание.  

 

Приветственное слово председателя Макариевского Фонда

митрополита Ташкентского и Узбекистанского Викентия

 

Ваше Высокопреосвященства,  Преосвященства, многоуважаемые гости,

дорогие отцы, братья и сестры,

По благословению Его Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла торжества по случаю 130-летия со дня блаженной кончины Высокопреосвященного митрополита Московского и Коломенского  Макария (Булгакова) проводит Фонд по премиям его памяти.

Сегодня мы с молитвой, любовью и глубоким почитанием великого сына Матери-Церкви и родного Отечества митрополита Московского и Коломенского Макария  собрались на эти поминальные торжества.

21 июня 1882 г. на подмосковной архиерейской даче в селе Черкизово тихо отошел ко Господу митрополит Московский и Коломенский Макарий. 24 июня его отпевали в Московском кафедральном Чудовом монастыре, а 25 июня с Троицкого вокзала тронулся траурный поезд в Сергиев Посад. По пути следования поезда любящая паства встречала по дороге своего архипастыря и со скорбью прощалась с ним. В Лавре же и вокруг нее собралось множество народа, который участвовал в чине погребения Высокопреосвященного Владыки. 27 июня после торжественного богослужения тело митрополита Макария было опущено в склеп в верхнем храме Успения Пресвятой Богородицы Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

Владыка Макарий, посетив в первые дни своего архипастырства Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, сказал, что «обитель преподобного Сергия Радонежского – это заветное святилище, куда стекается народ православный со всех сторон, нередко целыми тысячами, чтобы здесь, у раки великого угодника Божия, изливать в молитвах свои сердечные желания и обретать для себя и утешение, и ободрение, и подкрепление на дальнейший подвиг жизни».

О назначении владыки Макария на московскую кафедру ректор Московской Духовной Академии Сергей Константинович Смирнов писал: «Москва имеет нового митрополита и благодарит Бога и Государя за назначение такого великого, ученейшего святителя».

Митрополит Московский и Коломенский Макарий – член Святейшего Синода, священноархимандрит Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, действительный член Российской Императорской Академии наук, член Общества любителей российской словесности, почетный член археологического общества и многих университетов, выдающийся русский мыслитель, крупный общественный деятель, основоположник премий по всем областям знаний, историк, непревзойденный богослов, миссионер, человек доброго, чуткого, отзывчивого сердца, сын многодетного сельского священника, истинный монах, которого мы поминаем сегодня.

Митрополит Макарий прославился не только своим справедливым и внимательным отношением к пастве и церковным делам, но и своими просветительскими проповедями и церковными научными трудами, до сих пор владыка являет собой пример благородного и жертвенного служения науке, именно он, один из первых, попытался соединить светскую и церковную науки.

Добрым начинанием и продолжением дел митрополита Макария можно считать учреждение Фонда его памяти, который с 1995 г.  возобновил конкурс на соискание макариевской премии в области отечественной исторической науки.

Мы благодарим Вас, что Вы приехали на это торжество и почтили память митрополита Макария. Мы всегда должны хранить в сердце своем память о Владыке, который прославился как архиерей нашей Церкви, особенно на первенствующей Московской кафедре, как ученый и богослов, и как пастырь, снискавший глубокое почтение вверенной ему паствы. Дай Бог, чтобы его светлый образ сохранился в памяти наших соотечественников. Для этого  мы с Вами должны глубже изучать его труды, собирать и издавать биографические материалы, созывать научные конференции и открывать просветительские выставки, продолжать добрую традицию вручения макариевских премий  и молитвенно поминать незабвенного Владыку.

 Вечная память Высокопреосвященнейшему Макарию, митрополиту Московскому и Коломенскому.

 

Приветственное слово в честь 130-летия со дня кончины Митрополита Макария  прислал Митрополит Калужский и Боровский Климент:

  Ваше Высокопреосвященство, досточтимые участники торжества!

Сердечно поздравляю Вас со знаменательной датой – 130-летием со дня блаженного преставления митрополита Макария (Булгакова)

Приснопоминаемый архипастырь является одним из величайших столпов Русской Православной Церкви, который всего себя посвятил на служение Богу.

Пример его доблестного служения народу Божьему, его пастырские, проповедническая, его нравственно-просветительская деятельность, богословское и гомилетическое наследие, а так же научная деятельность составляют славу и достояние Русской Православной Церкви.

Духовное наследие митрополита Макария, ввиду своей актуальности и религиозно-нравственной составляющей и научной значимости, привлекает в наше время внимание церковных историков, богословов, пастырей, проповедников, православно-ориентированных исследователей, этиков, социологов, педагогов, медицинских работников, всех тех, кому не безразлична судьба России, кто стремится своим трудом, своим служением внести достойный вклад в процесс духовно-нравственного формирования современного российского общества.

В глубине религиозно-нравственых прозрений и его через все исторические труды митрополита Макария, как некая жемчужина, сокровенная на дне морском, обретается мысль о том, что рост национального могущества народа и культурное развитие общества находятся в непосредственной зависимости от духовного состоянияи уровня нравственного сознания данной социальной структуры. Расцвет науки и культуры, воинская доблесть и честь, расширение границ и мировая слава нации – вот те самые плоды духовно крепкого общества, имеющего четко выстроенную иерархическую систему ценностей, краеуголным камнем которой стали аксииологически выверенные непреложные христианские инстины.

В своей архипастырской деятельности Высокопреосвященному митрополиту Макарию неизбежно приходилось встречаться с проявлением нежелания живущих в миру людей, актуально приобщиться жизни Церкви, к богатствам ее спасительного, литургического и святоотеческого Предания. Ведь именно причастность души к нетленным сокровищам Церкви придает человеческой жизни смысл, ценность и полноту, и самое главное, безусловное и вечное откровение перед Богом. Митрополит Макарий, как исинный пастырь Церкви, видел и понимал насущные нужды и экзистенциальные интересы людей, стремившихся к успеху, карьере, созданию домашнего очага, но, в то же время призывал христиан к умению довольствоваться тем, что они умели.

Призывая паству к воплощению в личной и общественной жизни христианина нравственных идеалов, митрополит Макарий являл в подвиге служения высокий пример православного религиозного благочестия.

Служение владыки Макария, самой своей жизнью явившего высоту духовного подвига и до самой смерти являвшим трердость своей веры, особенно актуально для нас, его духовных наследников, обращающих мысленные взоры к его светлому и благодатному образу в канун 130-летия завершения его страдальческого и доблестного пути.

Митрополит Макарий по праву считается одним из ярчайших дивных подвижников благочестия, отдавших свою жизнь на служение Богу.

 Когда мы слышим его имя, то невольно ассоциируем с фундаментальным тринадцатитомным трудом по истории Русской Церкви, но помимо этого, поистине выдающегося творения, важно помнить, что митрополит Макарий внес немалый вклад в становление отечественной богословской мысли и гомилетики.

Он широко известен современному христианскому миру, его наставления, заключающие в себе этическую и сотериологическую ценность, пользуются большой популярностью. Его труды по Истории Русской Православной Церкви до сегодня являются самым фундаментальным и непревзойденным исследованием в этой области.

Взирая на самоотверженный жизненный путь приснопоминаемого владыки Макария, хочется пожелать, чтобы каждый из нас столь же ревностно совершал свое служение, принося достойные плоды Богу.

С пожеланием помощи Божией, 

КЛИМЕНТ

Митрополит Калужский и Боровский,

 Член Высшего Церковного Совета,

Председатель Издательского Совета

Русской Православной Церкви

 

 

Выступление председателя экспертного совета Макариевского фонда академика РАН, декана исторического факультета МГУ, д.и.н. С.П. Карпова:

Ваше Высокопреосвященство, Владыка митрополит, всечестные отцы, братья и сестры, глубокоуважаемые коллеги!

Мне очень приятно от имени Экспертного совета приветствовать всех здесь собравшихся лауреатов, потому что они одержали большую победу в борьбе за просвещение, за утверждение истинных ценностей науки, тех добрых традиций, у истоков которых стоял блаженнейший Митрополит Макарий, память которого мы чтим сегодня, в 130-ю годовщину его блаженного упокоения. Сегодня для нас очень важно сохранить ту традицию, которая была заложена   у истоков учреждения этих премий, традицию высокой научной требовательности и высокой нравственности, потому что Владыка Митрополит Макарий пожертвовал все гонорары от издания своих трудов, свои средства, чтобы поощрить наиболее достойных делателей науки. Если мы посмотрим на тот красивый буклет, который был нам дан, на светлые лики изображенных там лауреатов Макариевских премий дореволюционной эпохи,  мы увидим, что  это  были люди, которые заслужили высокое признание своими деяниями не только в области гуманитарной науки, потому что тогда премии давались и инженерам, и естествоиспытателям.

Прошло  время, и после ужасных  испытаний, которые постигли нашу страну в годы Революции и Гражданской войны, лет богоборческих гонений, прервались традиции присуждения Макариевских премий и о них  почти забыли. Вспоминаю, как начиналась борьба за восстановление премий. Огромную роль тогда, в начале 1990-х, сыграл  приснопамятный Святейший Патриарх Алексий II, который предложил Российской академии наук и Правительству Москвы восстановить премию. Эта инициатива была горячо поддержана Президентом РАН Юрием  Сергеевичем Осиповым и мэром Москвы Юрием Михайловичем Лужковым. По их замыслу это была премия, которая объединила науку и Церковь. Доброе дело было поддержано очень многими учеными, Московским Университетом во главе с его ректором, академиком РАН Виктором Антоновичем Садовничем. Член-корреспондент РАН Ярослав Николаевич Щапов очень много сделал для того, чтобы конкурс обрел плоть и кровь. Он стал первым Председателем экспертного совета и членом Комитета по присуждению Макариевских премий.

Номинаций  было сперва немного, сейчас их больше, я думаю, что это справедливо, ибо к прежним  номинациям по истории России, Русской Православной Церкви, истории Москвы, добавились история православных стран и народов, краеведение, учебники. Премия приросла новыми талантами, среди лауреатов много людей, которыми мы можем  гордиться. Когда мне приходится отвечать на вопрос чиновников или иностранных коллег: что у вас есть примечательного в гуманитарной науке?  Каков ваш вклад в копилку знаний? Я отвечаю: Вот он – в трудах Макариевских лауреатов.

Сейчас увлекаются разными рейтингами, индексами цитирования, придавая им абсолютизирующее значение. Вряд ли это правильно. Простой пример: чтобы войти в индекс, надо опубликоваться в вошедшем в список (преимущественно англоязычных) журналов WEB OF SCIENCE, Scopus или иных. Там много популярных изданий и почти вовсе не учитываются русскоязычные журналы, а тем более серийные, периодические издания. И вот появляется дилемма:  публиковать работу, например, в «History today» и получить свой балл в индексе цитирования, или отдать статью в издаваемый с 1882 г. «Византийский временник» и не быть отмеченным в индексе. Я предпочитаю  второе.  Лауреаты Макариевской премии сделали для науки больше, уверен в этом, чем активно цитируемые популяризаторы броских идей. Очень хорошо, что нашему экспертному совету с каждым годом становится все  сложнее, потому что с каждым годом все больше и больше серьезных и глубоких трудов. И когда выбираешь что из достойного самое достойное, это тяжелый профессиональный и нравственный выбор, потому что много работ  близки по качеству, по своему научному уровню, своей акрибии. Но  процедура обсуждений очень демократична, за ней следует многоэтапное рейтинговое голосование, то есть ошибки в выборе минимализированы. И все же число заслуженных неминуемо больше числа лауреатов. Участники конкурса представляют самые разные уголки нашей Родины, от Владивостока до Калининграда. Представлено ближнее и дальнее Зарубежье: от Молдовы и Белоруссии до Италии и Канады, И чаще всего это наши соотечественники.

Сегодня мы чтим память Митрополита Макария и вместе с ним чтим вас – его преемников, поэтому мне очень приятно сказать доброе слово членам Экспертного Совета, сердечно поблагодарить их за труд подвижнический, поблагодарить участников конкурса, которые не убоялись выставить свою работу и участвовать в этом сложном соревновании. Я надеюсь, что в будущем не один еще раз мы будем обращаться к лауреатам прежних лет и будем просить их, в свою очередь, участвовать в экспертизах уже новых работ, и мы надеемся на ваше соработничество и на то, что дело, завещанное святителем Макарием, будет  продолжено. В стенах Московской Духовной Академии, столь порадевшей в становлении и развитии духовного просвещения, мне это особо приятно сказать.

Сейчас я хотел бы подарить Макариевскому фонду интересную историческую реликвию: подлинный отчет о присуждении Макариевских премий в 1907 году. Позвольте вручить его Владыке митрополиту Викентию, председателю Фонда. И второе, отмечая заслуги лауреатов, нельзя забывать об организаторах конкурса. Среди них особое место занимает недавний юбиляр,  Глава ЦНЦ «Православная энциклопедия» и член Комитета по премиям Сергей Леонидович Кравец.  К сожалению, не мог его поздравить в день юбилея и сегодня рад вручить ему  адрес Московского Университета и небольшой подарок.

   

 Выступление руководителя ЦНЦ «Православная Энциклопедия» С.Л.Кравца:

Я от всей души благодарю Сергея Павловича,  Владыку Викентия, но больше всего, конечно мы в «Православной Энциклопедии» благодарны Митрополиту Макарию. Собственно «Православная Энциклопедия» выросла из работы над изданием «Истории русской Церкви» митрополита Макария, и несмотря на то, что первый том «Православной Энциклопедии» вышел в 2000м году, а официальным годом рождения центра «Православной Энциклопедии» считается  1996, мы считаем годом своего рождения 1993-й, когда мы начали работу над первым томом «Истории Русской Церкви».

Собственно работа над трудом митрополита Макария доказала то, что сегодня, спустя почти двадцать лет не требует доказательств, —  что Церковь и светская профессиональная наука совместимы. А тогда это пришлось доказывать, и не теоретически, а собственным примером. Наш научно-редакционный совет по Истории Русской Православной Церкви на 80%  состоял из представителей светской науки, и только на 20% из ученых «в рясах». Светские ученые боялись, что «люди в рясах» начнут учить, как надо делать и заставлять подменять факты какими то легендами, а «люди в рясах» опасались столкнуться с высокомерием ученых людей, у которых есть возможность проводить дни и ночи в архивах, которые ,конечно же, знают больше.

Но в процессе работы эти взаимные страхи исчезали, и происходило это с такой быстротой, что уже вскоре покойный Патриарх Алексий стал уверенно говорить об искусственности средостения между Церковью и наукой.

Прошло двадцать лет, но и сейчас наш большой авторский и научно-редакционный коллектив «Православной энциклопедии» чувствует неразрывную связь с митрополитом Макарием. Ядро нашего коллектива сформировалось именно в те годы, и новые люди, приходившие и приходящие к нам, попадают в атмосферу, созданную в годы работы над трудом митрополита Макария. И мы, кажется, что с полным основанием почитаем Митрополита Макария покровителем Православной Энциклопедии, у нас везде висят его портреты и мы надеемся, что если нам удастся закончить этот растянувшийся на годы труд, то «Православная энциклопедия» тоже будет своеобразным вкладом в память о митрополите Макарии. Спасибо

Речь доктора исторических наук, кандидата философских наук, члена Императорского Православного Палестинского Общества Н.Н. Лисового.

Ваше Высокопреосвященство, глубокочтимый Сергей Павлович, глубокочтимый Сергей Леонидович, святые отцы, друзья и коллеги.

 Я от всей души благодарю Сергея Павловича,  Владыку Викентия, но больше всего, конечно мы в «Православной Энциклопедии» благодарны Митрополиту Макарию. Собственно «Православная Энциклопедия» выросла из работы над изданием «Истории русской Церкви» митрополита Макария, и несмотря на то, что первый том «Православной Энциклопедии» вышел в 2000м году, а официальным годом рождения центра «Православной Энциклопедии» считается  1996, мы считаем годом своего рождения 1993-й, когда мы начали работу над первым томом «Истории Русской Церкви».

Собственно работа над трудом митрополита Макария доказала то, что сегодня, спустя почти двадцать лет не требует доказательств, —  что Церковь и светская профессиональная наука совместимы. А тогда это пришлось доказывать, и не теоретически, а собственным примером. Наш научно-редакционный совет по Истории Русской Православной Церкви на 80%  состоял из представителей светской науки, и только на 20% из ученых «в рясах». Светские ученые боялись, что «люди в рясах» начнут учить, как надо делать и заставлять подменять факты какими то легендами, а «люди в рясах» опасались столкнуться с высокомерием ученых людей, у которых есть возможность проводить дни и ночи в архивах, которые ,конечно же, знают больше.

Но в процессе работы эти взаимные страхи исчезали, и происходило это с такой быстротой, что уже вскоре покойный Патриарх Алексий стал уверенно говорить об искусственности средостения между Церковью и наукой.

Прошло двадцать лет, но и сейчас наш большой авторский и научно-редакционный коллектив «Православной энциклопедии» чувствует неразрывную связь с митрополитом Макарием. Ядро нашего коллектива сформировалось именно в те годы, и новые люди, приходившие и приходящие к нам, попадают в атмосферу, созданную в годы работы над трудом митрополита Макария. И мы, кажется, что с полным основанием почитаем Митрополита Макария покровителем Православной Энциклопедии, у нас везде висят его портреты и мы надеемся, что если нам удастся закончить этот растянувшийся на годы труд, то «Православная энциклопедия» тоже будет своеобразным вкладом в память о митрополите Макарии. 

 

Выступление доктора исторических наук, кандидата философских наук Н.Н. Лисового:

    Ваше Высокопреосвященство, глубокочтимый Сергей Павлович, глубокочтимый Сергей Леонидович,

святые отцы, друзья и коллеги!

Я мог бы еще много сказать, но я уже почти все сказал за трапезой, несмотря на полемику со стороны Александра Васильевича, но это уже так сказать другого ранга. А я хочу еще сказать, дело в том, что, конечно, за эти прошедшие годы по существу, как ни странно, премия митрополита Макария и Фонд Макариевских премий, не будучи каким-то научным учреждением, научным институтом, тем не менее приобрел черты научного братства и научного института некоего, некие и организационные и духовные прежде всего формы, как когда- то Тураев в 1917 году предлагал создать монастырь для ученых, ученый монастырь по существу, я сразу вспомнил Валаамское подворье, начиная с того момента, как собирались на Валаамском подворье, как бы действительно некий такой ученый и церковно-исторический монастырь, причем именно в Тураевском смысле, потому что там без церковного и светского различения и без различения ученых степеней, от аспирантов до академиков и действительно сплотили, как ни странно, сумели сплотить русскую науку на основании русских принципов научного знания, на основании русского православного подхода и к пониманию истории и к пониманию научного труда вообще. Получилось Божией милостью! Молитвами митрополита Макария Булгакова, молитвами митрополита Макария Великого действительно получилось. И я думаю, что это очень ценная и очень важная вещь, что помимо академии наук, помимо наших академических и неакадемических институтов существует некая научно-духовная община, которая однако имеет право задавать планку, вот задается некая планка, и будьте любезны, независимо от ученой степени, независимо от того, в каком вы институте, независимо от того, в каких вы печатных органах и журналах печатаетесь, а планка задается, планка задана, и задана она не формальными какими-то признаками, а именно знаком святителя Макария Булгакова. Как бы почтил тебя святитель Макарий, опустил тебе на плечо или на твою глупую голову свою благословляющую десницу и все. С этим знаком ты можешь жить и работать дальше и выше этой оценки вот на сегодняшний день, в нашем научном сообществе нет. Благодарю вас за внимание.

 

Выступление ведущего научного сотрудника ИВИ РАН,д.и.н. А.В. Назаренко:

 Ваше Высокопреосвященство!

   Друзья мои!

Слыша сегодня то и дело звучащее славное имя митрополита Макария, я невольно возвращаюсь памятью на двадцать (уже почти двадцать!) лет назад, к началу нашей работы над новым изданием труда его жизни - «Истории Русской Церкви». Да и только что выслушанное нами слово Сергея Леонидовича Кравца также будит эти воспоминания об ученых сходках в тесных, но гостеприимных стенах Валаамского подворья в Москве.

Настрой и планы были по возможности быстро положить на стол своего рода мини-энциклопедию по истории Русской Церкви. Для этого, понято, надо было опереться на какую-то прочную основу, и тут, как спасительный круг, выплыла «История» владыки Макария.

Уже тогда, как и впоследствии, раздавались голоса, почему же именно «История» владыки Макария, ведь есть же более поздняя и вроде бы более критически выверенная «История Русской Церкви» Е. Е. Голубинского. Мне не хотелось бы сейчас, в коротком праздничном слове, развивать то сравнение двух монументальных сочинений, которое сегодня уже успел затронуть Николай Николаевич Лисовой. Оно требовало бы более обстоятельного разговора, да и не стоит выносить вердиктов в адрес Евгения Евстигнеевича в этих академических стенах, в которых еще витает его дух. Напомню только, что сомнения были серьезные, в том числе и со стороны высоких авторитетов в области церковно-исторической науки.

И все же как-то промыслительно и даже без особых споров остановились на труде владыки Макария. В ходе же комментаторской работы оказалось, что действительно это более человечный и во всех отношениях более закругленный, продуманный до конца текст, чем те во многом фрагментарные глыбы, которые остались после Голубинского. Так что работа по посильному дополнению той фундаментальной основы, которую заложил в свое время владыка митрополит, была поучительной и приносила немалую радость.

Дополненное переиздание «Истории» митрополита Макария положило начало другим, более масштабным, проектам. Жизнь идет, мы потихонечку продвигаемся вперед. Рядом продолжает, слава Богу, существовать и исполнять свою благородную миссию Фонд, некогда основанный ученым митрополитом и олицетворющий собою плодотворное единение Церкви, общества и науки. И я думаю, верю и, дерзну сказать, знаю, что в лице митрополита Макария, так же как и в лице его тезоименитого предшественника XVI века святителя Макария, Митрополита Московского, великого книжника, составителя «Четьих Миней», русская церковно-историческая наука, да и русская историческая наука вообще имеет своего небесного покровителя, молитвенника и заступника.

Давайте же в этой уверенности будем жить и трудиться дальше.

 

Речь главного научного сотрудника, заведующей отделом архитектуры Нового времени НИИ теории истории архитектуры и градостроительства М.В. Нащокиной:

Прежде всего, я должна выразить глубокую благодарность основателям и Макарьевскому фонду за то, что я эту премию в свое время получила. Все слова, которые сегодня были сказаны, очень глубокие и важные. Я подумала сейчас о том, что в 1990-е годы у нас родилось много плодотворных начинаний, которые действительно сумели протянуть какие-то, пусть тонкие, ниточки от нашей дореволюционной истории к истории современной. В 1995 году была возрождена премия митрополита Макария, в 1992 году был создан Российский институт культурного и природного наследия, в 1992 году было возрождено Общество Изучения Русской усадьбы, тогда же возродилось общество «Старая Москва». Все это важные и, как оказалось, жизнеспособные начинания, а ведь наша история показывает, что далеко не все наши благие намерения получают долгую жизнь. Вероятно неслучайно именно эти общекультурные и национально ориентированные начинания 1990-х годов оказались на редкость плодотворными.

В 2003 году для меня было большой неожиданностью получить премию Митрополита Макария. Я один из первых лауреатов это премии, тем более получила ее в новой номинации, которой раньше не было – это история Москвы. Меня представил на премию мой Научно-исследовательский институт теории и истории архитектуры и градостроительства фактически без моего ведома, поэтому, получив ее,  я была поражена и вдохновлена этим событием. Приятно, что за прошедшие годы эта премия приобрела большой авторитет в научной среде. Это очень существенно для судеб русской гуманитарной науки в целом, ведь нам зачастую очень не хватает нормальной самооценки. Тут уже говорили коллеги насчет индекса цитируемости, который теперь требуют писать в отчетах. Причем имеется в виду цитируемость только в западных журналах, поскольку наши гуманитарные журналы в международном перечне практически отсутствуют. (Излишне говорить, что для этого нужно иметь специальную и не дешевую службу, которая будет переводить наши журналы на английский, причем не только аннотации, а целиком все материалы). Мы в последнее время все стараемся походить на кого-то, все сравниваем себя с какими-то европейскими и мировыми авторитетами, забывая, что знание о русской  истории и культуре, прежде всего, нужно нам самим, нашему народу для формирования нормального национального самосознания; актуальность наших проблем для остального человечества часто весьма проблематична. Вот почему наличие национальной Макариевской премии, ее престиж, мне кажутся очень важными фактами в научной и культурной жизни России.

Сегодня невольно размышляешь над историей этой награды, чему очень способствует нарядный буклет, который издали к памятной дате. Меня сегодня особенно тронуло то, что среди лауреатов Макариевской премии до 1917 года я увидела адмирала Степана Осиповича Макарова, получившего премию за исследование Тихого океана. Мой дед, (подчеркиваю дед, не прадед), был участником знаменитого кругосветного похода под началом капитана первого ранга С.О. Макарова на корвете «Витязь», проводившем морские исследования. Это значит, что мой дед тоже внес свою, пусть небольшую, лепту в премию будущего адмирала. Мне это очень приятно.

Хотелось еще раз пожелать премии долгой жизни и выразить глубочайшую благодарность всем тем, кто работал и продолжает работать над тем, чтобы это благое общественное начинание продолжалось. Спасибо большое.

 

Макариевскому Фонду были преподнесены подарки: академиком РАН С.П.Карповым - «Отчет заседания Императорской Академии наук»; Савельевым - запись на радио, посвященная митрополиту Макарию; Савреем В.Я. - книги по мировой религии.

 Для участников торжества была проведена экскурсия в Церковно-археологическом кабинете МДА.

Лауреаты Макариевской премии помолились в церкви Смоленской Божией Матери у гробницы митрополита Крутицкого и Коломенского Николая (Ярушевича), посетили святыни Серапионовой палаты и поклонились нетленным мощам преподобного Сергия Радонежского в Троицком Соборе.

Данное мероприятие, несомненно, послужило  более тесному знакомству, обсуждению богословско-исторической науки в наши дни  и расширению контактов среди участников поминальных торжеств.

 

7 февраля 2012 года в здании Президиума Российской академии наук  состоялась торжественная церемония вручения премий памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) за 2011 год. Мероприятие возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Церемонию вел председатель Макариевского Фонда митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий.

 

С приветственным словом к собравшимся обратился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

 

Многоуважаемый Юрий Сергеевич! Ваше Высокопреосвященство! Высокое собрание!

Мы собрались для того, чтобы вручить премии имени митрополита Макария (Булгакова) и поздравить лауреатов. Макариевские премии — это совместный общественно-просветительский проект Русской Православной Церкви, Академии наук и Правительства Москвы, который начал реализовываться в далеком уже 1995 году. Требовалось некое мужество и дерзновение, чтобы именно в то тяжелейшее время собрать силы и возобновить замечательную традицию, благодаря которой в течение многих лет поддерживались научные труды, отличавшиеся новаторством и имевшие большое значение для страны и для Церкви. И сегодня целью проекта является просвещение в области исторических и гуманитарных знаний, прежде всего отечественной истории, духовно-нравственного развития, патриотического просвещения молодежи.

В 1841 году в Киевской духовной академии произошло знаменательное событие— была открыта кафедра русской церковной и гражданской истории. Важное решение было связано с другим событием, формально обыденным и незаметным,— в том самом году академию окончил иеромонах Макарий (Булгаков). И необычность создания кафедры была обусловлена тем, что кафедра создавалась под этого выпускника— завершив свое обучение и получив соответствующие дипломы, отец Макарий сразу же возглавил вновь созданную кафедру церковной и гражданской истории.

Отец Макарий был священником, монахом, ученым. Он достиг очень больших высот во всех областях, в которых трудился. Как ученый он стал членом Императорской Академии наук, что в то время было, наверное, не совсем неожиданным, но и не таким частым делом. Как член Императорской Академии наук, как выдающийся исследователь он имел огромный авторитет в научных кругах и был одновременно дерзновенным, глубоко духовным церковным руководителем.

Будущий митрополит и академик не только своими учеными трудами, но всей своей жизнью доказал то, что порой подвергается сомнению и даже попыткам разрушения. Он доказал единство Русского мира и единство Русской Православной Церкви — в первую очередь своей собственной биографией и сферой приложения своего таланта. Отец Макарий стал профессором, а затем ректором Санкт-Петербургской духовной академии. Был епископом на Украине, в Виннице, архиепископом в Харькове, предшествовал святителю Феофану на Тамбовской кафедре, продолжил труды знаменитого церковного деятеля митрополита Иосифа (Семашко) на Литовской кафедре и, наконец, за три года до своей кончины стал митрополитом Московским и Коломенским, унаследовав эту Первопрестольную кафедру от своего блаженнопочившего предшественника святителя Московского Иннокентия, просветителя Сибири.

Вся эта огромная работа по управлению сложными и обширными епархиями сопровождалась неустанными научными трудами в области истории, богословия и церковной археологии. Трудно даже представить, как можно было в ту пору всё это сочетать, когда столько времени уходило на передвижение, на организацию каждодневных трудов, когда не было тех средств связи и тех возможностей, которыми пользуется современный человек.

Митрополит Макарий и после своей праведной кончины продолжил поддерживать церковную и гражданскую науку, еще при жизни учредив специальную поощрительную научную премию и отдав на ее обеспечение все заработанные научным трудом средства. Впервые премия была присуждена вскоре после его кончины в 1884 году. В 1917-м, последнем дореволюционном году, Макариевская премия, присуждаемая Священным Синодом и Императорской Академией наук, была уже одной из наиболее авторитетных научных наград.

Как и все связанное с Церковью, Макариевская премия была упразднена в советское время, а имя выдающегося ученого святителя Макария предано полному забвению. Однако Русская Православная Церковь, Российская Академия наук и Правительство Москвы объединили усилия и возродили премию памяти митрополита Макария, которая стала присуждаться каждые два года. В этом году возрожденным Макариевским премиям исполняется 15 лет.

Каждое новое вручение премии — это свидетельство роста научного, церковного и гражданского потенциала российских исследователей. Увеличилось и количество номинаций: если первые премии присуждались по двум направлениям — история Церкви и история Москвы, а вскоре добавилась третья номинация — история России, то сегодня нам предстоит наградить победителей уже по пяти номинациям, так как премии стали вручаться и за лучшую работу по истории православных стран и народов, и за лучшее учебное пособие.

В этом году конкурс был как никогда насыщенным. Поступило очень много высококлассных научных работ, и экспертный совет, возглавляемый Сергеем Павловичем Карповым, работал в очень сложных условиях. Думаю, об этом подробнее доложит сам Сергей Павлович, а мне хотелось бы отметить одно, на мой взгляд, важное обстоятельство — огромный охват тем, характерный для нашего конкурса: и хронологический — от Древней  Византии до XX века, и географический — от арабских стран до Русского Севера.

Очевидно, что русская историческая наука уже на новом исследовательском уровне вновь обращается ко всему историческому многообразию Вселенского Православия. В этом году исполняется 130 лет со дня упокоения Высокопреосвященного Макария, и надеюсь, что научное сообщество с глубоким почтением отметит эту дату. Таким образом, фонд, созданный для укрепления и развития исторической науки, оправдал надежды создателей и чаяния научного мира, мира гуманитариев.

Еще раз сердечно поздравляю лауреатов и номинантов Макариевского конкурса и всех присутствующих на этом юбилейном вручении и желаю помощи Божией во всех ваших добрых делах и начинаниях. Благодарю за внимание.

 

Приветственное слов к собравшимся произнес президент РАН академик РАН Ю.С. Осипов.Руководитель департамента межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями г. Москвы Ю.В. Артюх огласил приветствие мэра г. Москвы С.С. СОбянина. С отчетным докладом выступил председатель Экспертного совета по премиям памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова), академик РАН, декан исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова С.П. Карпов.

В собрании приняли участие председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент, первый заместитель председателя Совета Федерации ФС РФ А.П, Торшин, заместитель министра культуры РФ А.Е. Бусыгин, заместитель министра образования и науки РФ М.В. Дулинов, главный советник Управления Президента РФ по внутренней политике О.С. Королева, ректор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова В.А. Садовничий, представители духовенства и научного сообщества.

Награды лауреатам, имена которых огласил С.П. Карпов, вручил Святейший Патриарх Кирилл.

После церемонии вручения премии, включающей в себя денежную составляющую и собрание сочинений митрополита Макария (Булгакова), Святейший Патриарх Кирилл вновь обратился со словом к присутствующим:

«Я хотел бы выразить глубочайшее удовлетворение тем, что так широко представлена палитра исторических исследований — от очень специальных исследований до учебников. Это действительно хороший знак того, что Макариевская премия сегодня покрывает все основные направления исторической науки. Дай Бог, чтобы на эту премию претендовало как можно больше ученых. Дай Бог, чтобы возрастали требования, предъявляемые к этой премии, чтобы у нас появлялось все больше и больше гуманитариев, не только знающих свой предмет, но и способных через свои специальные знания вносить вклад в духовное и культурное развитие нашего Отечества».

{gallery}news/2011{/gallery}

 

1 октября 2011 г. в Успенском Соборе Троице-Сергиевой Лавры  состоялась панихида на гробнице митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова), приуроченная к  195-летию со дня его рождения. Панихиду отслужил архимандрит Макарий (Веретенников), профессор Московской Духовной Академии, известный церковный историк, лауреат премии памяти митрополита Макария. На службе пел хор Московской Духовной Академии, приняли участие паломники и сотрудники Фонда по премиям памяти митрополита Московского и Коломенского Макария.   

 

                        

9 сентября 2011 г. в Храме Христа Спасителя состоялось заседание Комитета по премиям памяти Митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) под председательством Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла. На заседании присутствовали представители правительства Москвы: Артюх Юрий Владимирович, руководитель департамента межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями города Москвы, Блаженов Константин Леонидович, начальник управления по связям с религиозными организациями, от Российской Академии Наук – академик-секретарь РАН Деревянко Анатолий Пантелеевич. Перед началом заседания Святейший Патриарх Кирилл сказал добрые и благодарные слова в адрес новопреставленного члена-корреспондента РАН и члена комитета по Макариевским премиям Ярослава Николаевича Щапова  и предложил минутой молчания почтить его память.

 Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся со словом о значении Макариевских премий для отечественной исторической науки. С отчетным докладом выступил председатель Экспертного Совета, член-корреспондент РАН, декан исторического факультета МГУ, профессор Карпов Сергей Павлович.      О текущей деятельности Фонда рассказал  председатель Фонда Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий. 

На заседании было принято постановление по присуждению Макариевской премии лауреатам и награждению номинантов.

                                    

 

 

 

21 июня 2011 года в Успенском Соборе Свято-Троицевой Сергиевой Лавры состоялась панихида по митрополиту Московскому и Коломенскому Макарию (Булгакову). Панихиду отслужил архимандрит Макарий (Веретенников), профессор МДА, выдающийся современный церковный историк, лауреат Макариевской премии.      

 Из проповеди архимандрита Макария (Веретенникова) на панихиде по митрополиту Макарию: 
«Сегодня день памяти подвижника церковной науки митрополита Московского и Коломенского  Макария. Будучи священноархимандритом Свято-Троицевой Сергиевой Лавры, он был погребен здесь, в Успенском Соборе в 1882 г.  На его гробнице изображены три книги «Введение в православное догматическое богословие», «Догматическое богословие» и «История Русской Церкви» – это три его главных труда, написанные в течение всей жизни. Но за этими книгами стоят многие тома,   а также большое собрание проповедей. Эти книги в наше время переизданы, они изучаются, ими живет наша церковная наука, церковная общественность. Митрополит Макарий не только писал книги, благодаря ему в шестидесятых годах XIX столетия был принят новый Устав Академии, что содействовало развитию академической церковной науки в целом. 
Издавая свои труды, митрополит Макарий позаботился также о том, чтобы все гонорары поступали в Государственное Казначейство. Денежные средства, которые накапливались в Казначействе на проценты, он завещал для выплат премий за лучшие труды. Эта премия стала носить имя своего основателя – Макариевская премия. Она присуждалась в Царской России, последнее ее присуждение было в 1917 году. Среди награжденных был будущий митрополит Николай (Ярушевич), погребенный здесь, в Свято-Троицевой Сергиевой Лавре, в крипте Смоленского храма. В наше время Макариевская премия возрождена, и в этом году состоится очередное присуждение премии за лучшие исторические труды.
Сегодня мы собрались сюда, чтобы почтить память этого выдающегося иерарха Русской Церкви, подвижника веры и подвижника науки. Такое сочетание «подвижник веры и подвижник науки» нечасто встречается в истории. И сегодня мы молитвенно вспоминаем подвижника веры и науки Митрополита Макария».

    

           

 Торжественная церемония вручения

премий памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) за 2006-2007 гг.

28 сентября 2007 г. в Москве в конференц-зале Президиума РАН (Нескучный дворец) состоялась торжественная церемония вручения премий памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) за 2006-2007 гг.  

ЧЛЕНЫ ПРЕЗИДИУМА: первый зам.мэра Москвы В.И.Ресин, архиепископ Истринский Арсений,президент РАН Ю.С.Осипов

       В торжественной церемонии награждения лауреатов приняли участие: архиепископ Истринский Арсений, викарий Святейшего Патриарха; президент Российской академии наук академик Юрий Сергеевич Осипов; исполняющий обязанности мэра Москвы, первый заместитель мэра Москвы Владимир Иосифович Ресин, преосвященнейшие иерархи Русской Православной Церкви, председатель Макариевского Фонда архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий, члены комитета по премиям: член-корреспондент РАН Ярослав Николаевич Щапов, руководитель ЦНЦ «Православная энциклопедия» и БРЭ Сергей Леонидович Кравец, члены Экспертного совета, члены президиума РАН, представители правительства РФ, представители ИРИ РАН, ИВИ РАН, института Славяноведения РАН, МГУ им.М.В.Ломоносова, СПТГУ, РГГУ, МГИ им.Е.Р.Дашковой.

     Торжественную церемонию вручения Макариевских премий открыл председатель Фонда архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий.

       Приветствие Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II  участникам церемонии вручения премий памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) за 2006-2007 гг. огласил архиепископ Истринский Арсений. 

 

Приветствие Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

участникам церемонии вручения премий памяти митрополита  Макария (Булгакова)

Москва, 28 сентября 2007 г.

  Многоуважаемый Юрий Сергеевич! Многоуважаемый Владимир Иосифович! Ваше Высокопреосвященство!

Уважаемые члены Комитета и Экспертного Совета по премиям памяти митрополита Макария (Булгакова)!

Дорогие лауреаты, гости!

2007 год — год юбилейный в истории возрожденной премии памяти митрополита Макария (Булгакова). Ровно 10 лет назад Русской Православной Церковью совместно с Правительством Москвы и Российской Академией наук было принято решение восстановить прервавшуюся в 1917 году традицию и возродить знаменитые макарьевские премии.

Тогда в 1997 году совместно с Правительством Москвы мы завершили большой совместный труд — издание «Истории Русской Церкви» митрополита Макария (Булгакова), работа над которым явилась первым примером систематического и плодотворного сотрудничества церковных и светских ученых. Тогда был создан уникальный творческий и редакционный коллектив, и мы стояли на пороге новой грандиозной работы — создания фундаментальной многотомной «Православной энциклопедии». Можно сказать, что мы поставили перед церковными и светскими учеными, историками, богословами, искусствоведами, новые масштабные задачи на много лет вперед.

И потому так важно было поддержать нашу историческую и богословскую науку, показать нашу совместную горячую заинтересованность в развитии и укреплении гуманитарной науки в России. И решение было принято. Сначала награждение премиями шло по двум номинациям, потом по трем, а сегодня уже по пяти номинациям. За это время премиями памяти митрополита Макария было отмечено около сотни выдающихся работ по истории Русской Церкви, истории России и Москвы и истории других православных народов. И макарьевские премии вновь стали одними из самых значимых премий в России.

Но есть у премии еще одно особое значение, связанное с личностью основоположника премий, выдающегося русского историка, члена Российской Императорской Академии наук, митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова). Митрополит Макарий всю свою жизнь посвятил искреннему и бескорыстному служению Русской Церкви и российской науке. Известно, что первоначальный капитал для выплат макарьевских премий сложился из его научных гонораров, которые он по данному им обету с самых первых дней своей научной деятельности предназначал для будущих премий.

Уже современников митрополита Макария поражало его бескомпромисная преданность и высокое нравственное понимание науки как поиска истины. Уверен, что перед ним никогда не стояла ложная дилемма о выборе между наукой и религией. Для него существовала единая научная истина и абсолютная честность человека веры и человека науки. Думаю, что в хрониках исторической науки навсегда останется его благородный поступок с поддержкой издания книги историка Евгения Голубинского, когда митрополит Макарий за свой счет опубликовал труд Голубинского, содержащий жесточайшую и даже не всегда обоснованную критику трудов самого митрополита Макария. Ибо по мысли митрополита Макария материальные причины не должны были стать препятствием научной дискуссии. Так что приобщение к макарьевским премиям на наш взгляд является свидетельством не только высокой научной значимости того или иного исследовательского труда, но должно быть и свидетельством высокой нравственной и духовной культуры современной науки.

Искренне сожалею, что нам с Юрием Михайловичем Лужковым обстоятельства не позволили вместе с Вами принять участие в нашем общем юбилейном торжестве, из-за болезни не смог сегодня быть и Сергей Павлович Карпов, уже много лет возглавляющий Экспертный совет по присуждению премий памяти митрополита Макария. Но сердцем мы сегодня с Вами и от всей души поздравляем лауреатов 2007 года и желаем всем вам, собравшимся на юбилейное присуждение макарьевских премий, дальнейших научных и жизненных успехов.

                                                     +АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ 

 

        С приветственным словом к участникам церемонии обратились: соучредитель фонда по премиям памяти митрополита Московского и Коломенского Макария президент РАН академик Юрий Сергеевич Осипов и первый заместитель мэра Москвы Владимир Иосифович Ресин.

         

       

Член комитета по премиям Я.Н. Щапов огласил отчет председателя Экспертного совета Фонда по премиям митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова), члена-корреспондента РАН, декана исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова С.П. Карпова. 

 

              

ОТЧЕТ О РАБОТЕ ЭКСПЕРТНОГО СОВЕТА

по присуждению премийпамяти митрополита Макария (Булгакова) 2007 г. 

 2007 год особый год памяти Митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова), ибо он ознаменован многими юбилейными датами, связанными с его именем.

140 лет назад, в 1867 году Высокопреосвященнейший Макарий подал прошение Государю Императору Александру II и обер-прокурору Святейшего Синода графу Д.А.Толстому «о ежегодных премиях для поощрения отечественных талантов, посвящающих себя делу науки и общеполезных занятий». 

150 лет назад  с 1857 года стал издаваться основной многотомный труд митрополита Макария «История Русской Церкви»;

160 лет назад было издано «Введение в Православное Догматическое Богословие»; 

21 июня исполнилось 125 лет со дня преставления владыки Макария;

10 лет вручаются лауреатам, нашим современникам, возрожденные  Макариевские премии, о которых смело можно сказать, что это самые высокие награды в области исторических и историко-церковных знаний. 

В соответствии с Положением о Макариевских премиях, прием конкурсных сочинений был начат 1 января 2006 года и окончен 20 марта 2007 года.

  Благодаря участию Макариевского фонда в работе УМО по истории и теологии, размещению информации на сайтах исторического факультета МГУ, ПСТГУ, ГИМ, РГГУ, ЦНЦ «Православная энциклопедия», на страницах ведущих исторических журналов и благодаря участию работников фонда в научных конференциях, Чтениях, рассылке рекламной продукции в регионы была обеспечена большая гласность работы фонда. Некоторые регионы, в основном  университеты, представили по несколько работ, к примеру: Москва – 69, Санкт-Петербург – 30, Екатеринбург – 6, Новосибирск – 4, Тюмень – 6, Ярославль – 5 и т.д.

В итоге на конкурс поступило 212 работ.

 Допущено к участию в конкурсе 211 работ.Для сравнения приведу сведения о предыдущих Макариевских конкурсах с 1997 по 2005 год. В 1997 году соискателей было 46, в 1999 году -114, 2001 году – 119, в 2003 году – 112, в 2005 году – 275. Таким образом,  интерес научной общественности к конкурсу был стабилен, а за последние годы резко вырос, и авторитет Макариевской премии поддерживается на высоком уровне. 

Поданные на конкурс 2006/07 г. труды распределились следующим образом по четырем номинациям:

«История Православной Церкви» – 86 сочинений;

«История России» – 76 сочинений;

«История Москвы» – 13 сочинений;

«История православных стран и народов» - 27 сочинений.

«Учебники и учебные пособия»– 10 сочинений.

 Было проведено экспертным советом 4 тура по отбору работ. В первом туре рассматривались все допущенные к конкурсу работы. Во II туре участвовало 162 работы, в III туре - 112 работ, в IV туре - 53 работы.

Работы соискателей пришли из 39 регионов России; из Ближнего зарубежья: Беларуси, Латвии, Молдовы (Кишинев), Украины (Винница, Днепропетровск, Донецкая обл., Канев Черкасской обл., Киев, Симферополь); из стран Дальнего зарубежья: Черногории, США, Великобритании, Венгрии.

В конкурсе участвовали: 5 действительных членов РАН, 56 докторов наук, 94 кандидата наук, 6 студентов и аспирантов, 2 пенсионера, 14 священнослужителей, из них 5 архимандритов, 2 монахини. 

По ведомственной принадлежности 84 участника - сотрудники университетов и других высших учебных заведений, 28 - ученые институтов РАН, 8 – сотрудники МГУ им. М.В.Ломоносова, 4 – СПбГУ, 4 – ПСТГУ, 3 – СОРАН, 6- Уральское отд. РАН, 3 – РГГУ, 3 – Тюменский ГУ. В числе участников  преподаватели Санкт-Петербургской Духовной Академии, Слонимской, Кишиневской, Тюменской, Алексеевской, Ивано-Вознесенской, Смоленской, Одесской Духовных Семинарий.

Правящие архиреи рекомендовали на конкурс 30 работ, академики и члены-корреспонденты РАН – 22, лауреаты Макариевских премий – 21, Ученые Советы НИИ РАН – 17, учебный комитет при Священном Синоде – 2, Ученые Советы университетов – 47, другие институты- 39, архивы – 8, ЦНЦ «Православная энциклопедия» - 4, музеи – 9.

Ряд работ не был принят к рассмотрению, т.к. не соответствовал условиям конкурса, к примеру, коллективные  и неправильно оформленные работы.

Заслуживает упоминания, что в конкурсе участвовало 34 соискателя преклонного возраста, 14-ти из которых от 68 до 86 лет. Но особенно отрадно, что проявилась стойкая тенденция  участия в конкурсе молодого поколения ученых. 51 участнику до 35 лет, из них 10 от 23 до 25 лет. Это говорит о темпах развития исторической науки в России и высоком  интересе современного общества к этой отрасли знания. Данный конкурс был отмечен весьма высоким качеством представленных работ, что делало работу экспертов особенно трудной.

                    

Экспертный Совет был сформирован Комитетом и утвержден учредителями Фонда в составе: 

 

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ  Карпов Сергей Павлович, доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАН, декан Историческогофакультета МГУ им. М.В.Ломоносова.

 

ОТВЕТСТВЕННЫЙ СЕКРЕТАРЬ      Гамаюнова Эмилия Федоровна, кандидат технических наук, доцент.

 

ЧЛЕНЫ ЭКСПЕРТНОГО СОВЕТА:

     I   Номинация «История Православной Церкви»

 

     1.   Архимандрит Макарий (Веретенников), магистр богословия, профессор МДА. 

2. Протоиерей Валентин Асмус, магистр богословия, преподаватель МДА и ПСТГУ. 

3. Кравец Сергей Леонидович, кандидат философских наук, руководитель ЦНЦ «Православная энциклопедия» и издательства «Большая Российская Энциклопедия». 

4. Беляев Сергей Алексеевич, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН.

   II  Номинация «История России» 

 

1. Щапов Ярослав Николаевич, член-корреспондент РАН, доктор исторических наук, профессор, Институт российской истории РАН. 

2.     Мироненко Сергей Владимирович, доктор исторических наук, директор Государственного архива РФ. 

3.  Рындина Анна Вадимовна, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ, зав. отделом НИИ Российской академии художеств. 

4. Емельянов Юрий Николаевич, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН.

     III     Номинация «История Москвы»

 1.  Козлов Владимир Фотиевич, кандидат исторических наук, доцент, председатель Московского краеведческого общества, зав. кафедрой РГГУ. 

2.     Шкурко Александр Иванович, профессор, директор Государственного исторического музея. 

3. Синицына Нина Васильевна, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН.

    4.     Андреев Андрей Юрьевич, доктор исторических наук, доцент исторического факультета МГУ.

 

 IV    Номинация «История православных стран и народов» 

 1.     Флоря Борис Николаевич, доктор исторических наук, член-корреспондент РАН, ведущий научный сотрудник Института Славяноведения РАН. 

 2.     Чичуров Игорь Сергеевич, доктор исторических наук, профессор, зав. кафедрой исторического факультета МГУ и Православного Свято-Тихоновского Университета. 

 3.     Постернак Андрей Владимирович, кандидат исторических наук, декан исторического факультета Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. 

 4. Турилов Анатолий Аркадиевич, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Института Славяноведения РАН.

 Для объективной оценки поступивших работ Экспертным советом были подготовлены специальные анкеты с четкими критериями оценок научного уровня представленного сочинения и определены рецензенты. Каждая работа анализировалась двумя рецензентами, при получении полярных оценок назначался третий рецензент. Такие работы обсуждалась на заседании Экспертного совета, и по каждой следовало особое заключение Экспертного совета. Для рецензирования работ были приглашены ведущие ученые: сотрудники МГУ (31 человек), ПСТГУ (15 человек), ИРИ РАН (11 человек), ГИМ (4 человека), Института славяноведения, Института Всеобщей истории, НИИ реставрации, МДА, Института археологии, НИИ теории изобразительных искусств, ЦНЦ «Православная энциклопедия», Государственного Института искусствознания, НИИ теории и истории изобразительных искусств, БРЭ, ИМЛИ РАН, РГППУ Екатеринбурга, ИИиАУО РАН г. Екатеринбург, СПб Университет и др.. В их числе 1 академик РАН, 3 члена-корреспондента РАН, 38 докторов наук, 27 кандидатов наук.

К последнему итоговому заседанию Экспертного совета, состоявшемуся 28 июня 2007 года, была выделена группа из 53 работ, получивших наиболее высокие оценки рецензентов и членов Экспертного совета. После обсуждения каждой из них, было проведено тайное рейтинговое голосование, на основании которого Экспертный совет выносит предложения для рассмотрения Высокими учредителями Макариевского Фонда и членами Комитета по Макариевским премиям.

Премии по номинации «История Православной Церкви» вручил архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий

 

 ПЕРВУЮ ПРЕМИЮ – Лисовому Николаю Николаевичу, 1946 года рождения, доктору исторических наук, старшему научному сотруднику Института Российской Истории РАН г.Москва, за труд «Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в ХIХ – начале ХХ в.».

ВТОРУЮ ПРЕМИЮ – Смирновой Энгелине Сергеевне, 1932 года рождения, доктору искусствоведения, профессору МГУ им. М.В.Ломоносова г. Москва, за труд «Иконы Северо-Восточной Руси. Ростов, Владимир, Кострома, Муром, Рязань, Москва, Вологодский край, Двина. Середина ХIII – середина ХV века.».

ТРЕТЬЮ ПРЕМИЮ  Сорокину Владимиру Устиновичу, 1939 года рождения, кандидату богословия, профессору Санкт-Петербургской Духовной Академии, протоиерею, настоятелю Князь-Владимирского Собора г.Санкт-Петербург, за труд «Исповедник. Церковно-просветительская деятельность митрополита Григория (Чукова)».

ТРЕТЬЮ ПРЕМИЮ – Суховой Наталии Юрьевне, 1963 года рождения, магистру богословия, доценту Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета г.Москва, за труд «Высшая духовная школа: проблемы и реформы (вторая половина ХIХ века)».

ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ МОЛОДЕЖНУЮ ПРЕМИЮ - Мельниковой Любови Владимировне, 1971 года рождения, кандидату исторических наук, Институт Российской Истории РАН г.Москва, за труд «Армия и Православная Церковь Российской империи в эпоху наполеоновских войн».

Премии по номинации «История России» вручил президент Российской Академии Наук академик Ю.С.Осипов.

ПЕРВУЮ ПРЕМИЮ – Лаптевой Людмиле Павловне 1926 года рождения, доктору исторических наук, профессору МГУ им. М.В.Ломоносова г. Москва, за труд «История славяноведения в России в ХIХ веке».

ВТОРУЮ ПРЕМИЮ – Седову Павлу Владимировичу 1960 года рождения, кандидату исторических наук, старшему научному сотруднику Института истории РАН г. Санкт-Петербург, за труд «Закат Московского царства: Царский двор конца ХVII века».

ТРЕТЬЮ ПРЕМИЮ – Панич Тамаре Васильевне, 1946 года рождения, кандидату философских наук, старшему научному сотруднику Института Истории РАН Сибирского отд. г. Новосибирск, за труд ««Книга Щит веры» в историко-литературном контексте конца ХVII века».

ТРЕТЬЮ ПРЕМИЮ – Тихонову Юрию Александровичу, 1925 года рождения, доктору исторических наук, Институт Российской Истории РАН г. Москва, за труд «Дворянская усадьба и крестьянский двор в России 17 и 18 веков: сосуществование и противостояние».

ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ МОЛОДЕЖНУЮ ПРЕМИЮ в размере 50 тысяч рублей – Бессарабовой Нине Вячеславовне, 1977 года рождения, кандидату исторических наук, преподавателю Московского гуманитарного института им. Е.Р.Дашковой г.Москва, за труд «Путешествия Екатерины II по России».

 

Премии по номинации «История Москвы» вручил первый заместитель Мэра Москвы В.И. Ресин.

ПЕРВОЙ ПРЕМИИ по номинации решено не присуждать.

ВТОРУЮ ПРЕМИЮ  Барановой Светлане Измаиловне, 1950 года рождения, кандидату искусствоведения, зав.сектором музея-заповедника «Коломенское» г.Москва, за труд «Москва изразцовая».

ТРЕТЬЮ ПРЕМИЮ – Черкасовой Марине Сергеевне, 1954 года рождения, доктору исторических наук, профессору Государственного Педагогического университета г.Вологда, за труд «Крупная феодальная вотчина в России конца ХVI-ХVIII вв.».

ТРЕТЬЮ ПРЕМИЮ  Кулаковой Ирине Павловне 1955 года рождения, кандидату исторических наук, научному сотруднику лаборатории истории русской культуры исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова г.Москва, за труд «История московского жилья».

МОЛОДЕЖНОЙ ПРЕМИИ ПО НОМИНАЦИИ решено не  присуждать

 

Премии по номинации «История православных стран и народов» вручил архиепископ Истринский Арсений.

ПЕРВУЮ ПРЕМИЮ – Крашенинниковой Ольге Александровне, 1961 года рождения, кандидату филологических наук, старшему научному сотруднику института Мировой Литературы г. Москва, за труд «Древнеславянский Октоих св.Климента, архиепископа Охридского».

ВТОРУЮ ПРЕМИЮ – Лещиловской Инне Ивановне, 1929 года рождения, доктору исторических наук, академику РАЕН, ведущему научному сотруднику института Славяноведения РАН г.Москва, за труд «Сербский народ и Россия в ХVIII веке.

ТРЕТЬЮ ПРЕМИЮ  Саврею Валерию Яковлевичу, 1956 года рождения, доктору философских наук, профессору МГУ им. М.В.Ломоносова г. Москва, за труд «Александрийская школа в истории философско-богословской мысли».

ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ МОЛОДЕЖНУЮ ПРЕМИЮ – Митрофанову Андрею Юрьевичу, 1983 года рождения, кандидату исторических наук, ассистенту Санкт-Петербургского Государственного Университета г. Санкт-Петербург, за труд «История церковных соборов в Италии (IV-V вв)».

 

Премию по номинации «Учебники и учебные пособия»вручил президент Российской Академии Наук академик Ю.С.Осипов.                                               

ПРЕМИЮ ЗА УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ - Владышевской Татьяне Феодосьевне, 1944 года рождения, доктору искусствоведения, профессору МГУ им. М.В.Ломоносова и Университета культуры и искусства г.Москва, за труд «Музыкальная культура Древней Руси».

 

Архиепископ Истринский Арсений вручил ПОЧЕТНЫЕ БЛАГОДАРНОСТИ, скрепленные подписями Высоких Учредителей и Председателя Фонда, и Памятные медали митрополита Московского и Коломенского Макария за значительные научные достижения и участие в конкурсе работ, представленных на Макариевскую премию:

Алексееву Вениамину Васильевичу, академику РАН, профессору, г.Екатеринбург;

Барсегян Тамаре Васильевне, доктору искусствоведения, г. Москва;

Воловику Олегу Евгеньевичу, г.Будапешт, Венгрия;

Кирикову Андрею Александровичу, г.Сызрань;

Куманеву Георгию Александровичу, академику РАЕН, доктору исторических наук, профессору, г.Москва;Лобаковой Ирине Анатольевне, кандидату филологических наук, г.Санкт-Петербург;

Молину Юрию Александровичу, доктору медицинских наук, г.Санкт-Петербург;

Петрову Станиславу Геннадьевичу, кандидату исторических наук, г.Новосибирск;

Пономареву Александру Михайловичу, Смоленская область;

Поповой Людмиле Дмитриевне, кандидату исторических наук, г.Архангельск;

Седовой Галине Вадимовне (рясофорной монахине Ефросинии), магистру богословия, г.Рига, Латвия;

Симонову Вениамину Владимировичу (игумену Филиппу), доктору экономических наук, члену-корреспонденту РАЕН, г.Москва;

Соболевой Надежде Александровне, доктору исторических наук, г.Москва;

Соколову Александру Ростиславовичу, кандидату исторических наук, г.Санкт-Петербург;

Софроновой Людмиле Александровне, доктору филологических наук, г.Москва;

Ульяновой Галине Николаевне, доктору исторических наук, г.Москва.

                              

 

 Президент РАН академик Ю.С. Осипов объявил о начале очередного конкурса памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) на 2008-2009 гг. Срок подачи работ определен c 1 февраля 2008 по 1 февраля 2009 г.

 

В заключительном слове  председатель Фонда по премиям памяти митрополита Макария архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий объявил о вручении лауреатам Макариевской премии многотомного труда «История Русской Церкви» высокопреосвященнейшего Макария (Булгакова).Это дар лауреатам от Церковно-научного центра «Православная энциклопедия».

 

30 августа 2007 г. в рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II состоялось заседание Комитета по премиям памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова). В работе заседания приняли участие члены комитета фонда мэр Москвы Ю.М. Лужков, президент РАН академик Ю.С. Осипов, председатель фонда архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий, архиепископ Истринский Арсений, председатель Экспертного совета член-корреспондент РАН С.П. Карпов, руководитель ЦНЦ «Православная энциклопедия» и главный редактор Большой российской энциклопедии С.Л. Кравец.

Открывая заседание, Святейший Патриарх Алексий отметил, что после предыдущего вручения премии митрополита Макария прошло уже два года. За это время Экспертный совет рассмотрел большое количество материалов, представленных на соискание премии. «Итоги рассмотрения будут представлены на сегодняшнем заседании с тем, чтобы мы утвердили премии, которые соискатели заслужили своими исследованиями и трудами», — сказал Святейший Патриарх.

Обращаясь к участникам заседания мэр Москвы Ю.М. Лужков отметил, что деятельность Макариевского фонда способствовала развитию диалога Православной Церкви и ученого сообщества.

Подобную мысль высказал и сопредседатель Макариевского фонда архиепископ Екатеринбургский Викентий, который подчеркнул, что деятельность Макариевского фонда является ярким свидетельством того, как Церковь и наука могут вместе трудиться во благо Отечества. Владыка Викентий рассказал участникам заседания о том, как отмечалось 125-летие преставления митрополита Макария.

Председатель Экспертного совета Макариевского фонда член-корреспондент РАН С.П. Карпов в своем выступлении отметил, что прием работ на рассмотрение был завершен позднее, чем обычно, из-за большого числа представленных исследований. Он также отметил высокий уровень этих работ.

С.П. Карпов рассказал, что настоящий конкурсный период 2006-2007 годов ознаменован многими юбилейными датами, связанными с именем митрополита Макария (Булгакова). В этот период отмечалось и будет отмечаться 190-летие со дня рождения митрополита  Макария (1816 г.), 125-летие преставление (1882 г.), 150-летие начала издания основного многотомного труда владыки Макария «Истории Русской Церкви», 140-летие подачи митрополитом Макарием императору и обер-прокурору Святейшего Синода прошения «о ежегодных премиях для поощрения отечественных талантов, посвящающих себя делу науки и общеполезных занятий».

Первая церемония вручения возрожденных Макариевских премий, которую возглавили Святейший Патриарх Алексий и Президент РАН Ю.С. Осипов, состоялась ровно 10 лет назад — 19 сентября 1997 года.

Пресс-служба Московской Патриархии

30 сентября 2005 г. в Российской академии наук прошла церемония награждения лауреатов Макарьевской премии за 2004-2005 гг. В торжественном акте приняли участие сопредседатели и учредители Комитета по премиям митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, Мэр Москвы Ю.М. Лужков и Президент РАН Ю.С. Осипов. На церемонии также присутствовали председатель Макарьевского Фонда архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий и члены Комитета по премиям митрополита Макария: архиепископ Истринский Арсений, руководитель Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» С.Л. Кравец и др.

С приветственным словом к участникам церемонии вручения Премий митрополита Макария выступил Мэр Москвы Ю.М. Лужков. В частности, Юрий Михайлович отметил, что «премия была учреждена в один из самых сложных периодов в новой истории России, когда важно было найти новые пути возрождения науки, социально-экономической духовной жизни в нашей стране». Ю.М.Лужков подчеркнул, что с каждым годом «премия начинает все более эффективно работать в сфере созидания духовной, нравственной и интеллектуальной жизни России». «Я благодарю Бога, что имею возможность быть участником этого полезного и прекрасного проекта»,– заключил свою приветственную речь мэр Москвы.

С приветствием к участниками церемонии также обратился сопредседатель Комитета по премиям Президент Российской Академии наук Ю.С.Осипов. В своем приветствии, поздравив всех присутствующих с юбилейным – 10-м годом существования Комитета , Юрий Сергеевич, в частности, сказал: «Императорская Академия наук в конце XIX в. стояла у истоков премии. Нужно сказать, что Макариевская премия в последней трети XIX – начале XX вв. была важным фактором в поощрении деятельности российских ученых. Возрожденная в 1995 году по инициативе Святейшего Патриарха эта премия сегодня очень сильно стимулирует работу ученых в области истории Православной Церкви, истории России, москвоведении». «Мне представляется, что у нашей премии очень хорошие перспективы, ясные и благородные и цели. Я очень надеюсь, что она будет продолжать служить делу развития нашей науки и всецелому благу нашего народа», – добавил в заключение своего приветствия Ю.С.Осипов.

В рамках состоявшейся церемонии Президент Российской Академии наук Ю.С.Осипов по поручению Президиума Академии наук вручил удостоверения и золотой знак почетного профессора Российской Академии наук Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II и Мэру Москвы Юрию Михайловичу Лужкову. Этого звания удостаиваются выдающиеся государственные, религиозные и общественные деятели за благотворительность и другие заслуги перед государством и обществом, в частности за поддержку и развитие науки. «Это очень редкое звание, и с момента учреждения этого звания Президиум только шесть раз принимал решение присуждения этого звания», – отметил Президент Российской Академии наук.

Святейший Патриарх Алексий IIтакже вручил специальные благодарственные грамоты всем членам Экспертного совета Комитета по премиям митрополита Макария.


Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси  Алексия II

на церемонии награждения лауреатов Макариевской премии 

Москва, 30 сентября 2005 г.

Многоуважаемые Юрий Сергеевич, Юрий Михайлович,

Высокопреосвященнейший архиепископ Викентий,

уважаемые члены Комитета по присуждению Макариевской премии,

члены Экспертного совета, лауреаты и номинанты премии!

Сегодня здесь, в гостеприимных стенах Российской академии наук мы собрались, чтобы уже в пятый раз вручить премии памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова). В этом году возрожденной премии митрополита Макария исполняется 10 лет, и я хотел бы сегодня вспомнить о самом начале нашей работы.

В 1993 году совместными усилиями Русской Православной Церкви, Правительства Москвы и Академии наук началось издание многотомной «Истории Русской Церкви» нашего выдающегося историка митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова), действительного члена Императорской академии наук. Это был первый опыт большого совместного труда церковных и светских ученых, и этот уникальный опыт оказался очень успешным. Мы сумели создать научное комментированное и дополненное издание «Истории Русской Церкви» за четыре года, к юбилею Москвы.

Жизнь митрополита Макария, безраздельно отданная служению Русской Церкви и русской науке, сама по себе является образцом для подражания будущим поколениям. Одним из его наиболее значительных деяний стало учреждение Макарьевской премии за лучшие научные работы, для поддержания которых митрополит Макарий отдал все средства, заработанные научным трудом. Эта премия была одной из наиболее весомых научных премий с 1881 по 1917 год.

В 1995 году мы приняли решение о возрождении этой премии тремя учредителями: Русской Православной Церковью, Правительством Москвы и Академией наук. Через два года прошло первое вручение премии. С тех пор авторитет премии неуклонно укреплялся. Если в первый год мы рассматривали несколько десятков работ на соискание этой премии, то сегодня речь идет уже о сотнях. Увеличилось и число номинаций. Сначала их было две: история Русской Церкви и история Москвы. Через два года добавилась номинация по истории России, а в этом году мы вручаем первые премии еще по одной номинации — история православных стран и народов. Также резко расширилась и география присылаемых на конкурс работ. Сегодня мы анализируем работы, присылаемые из самых разных уголков не только нашей страны, но и всего мира.

Я не буду сейчас предварять доклад председателя Экспертного совета Сергея Павловича Карпова и называть лучшие работы этого года. Хотел бы лишь сказать, что за эти 10 лет наша церковная и светская историческая наука заметно окрепла. И в этом процессе свою положительную роль, несомненно, сыграла и Макарьевская премия.

Материал взят с сайта http://www.sedmitza.ru